Sibyrhynchus denisoni — вымершая хрящевая рыба из группы иниоптеригий (iniopterygian), родственников современных химер. Рыба известна из каменноугольного периода, найдено 26 экземпляров. Это был нектонный хищник.
Несколько окаменевших черепов рыб возрастом 300 миллионов лет были найдены в Канзасе, США, и доставлены во Францию для изучения методом синхротронной томографии. Во время исследования ученые заметили, что внутри мозговой капсулы одного из черепов располагается какой-то объект, по плотности и составу явно отличающийся от окружающих пород и материала самой капсулы. Было проведено дополнительное исследование методом рентгеновской голотомографии, которое показало, что этот симметричный продолговатый объект — действительно окаменевший мозг рыбы. Палеонтологи смогли разглядеть мозжечок, зрительные доли, начало спинного мозга. Не сохранился только передний мозг, видимо из-за очень малой толщины.
Окаменевший мозг замещен кристаллическим кальцитом. Алан Прадел (Alan Pradel), палеонтолог из Музея естественной истории в Париже (Museum of Natural History in Paris), считает, что его сохранности способствовали бактерии, покрывшие тонкой пленкой мозг после смерти рыбы. Кроме того, внешние условия — среда, насыщенная фосфатом кальция, недостаток кислорода в мозговой капсуле и присутствие жирных кислот в самом мозге, могли способствовать минерализации мягких тканей.
Окаменевшие мягкие ткани находили и раньше, говорит палеонтолог Джон Мэйси (John Maisey) из американского Музея естественной истории в Нью-Йорке (American Museum of Natural History in New York City) — но обычно это или мышцы животных, или кишечник и почки, так как живущие в них фосфатные бактерии способствуют фоссилизации этих органов. Окаменевшие мозги очень необычны и это древнейший известный на сегодняшний день образец такого рода.
Окаменевший мозг принадлежал хрещевой рыбе Sibyrhynchus denisoni из группы иниоптеригий (iniopterygian), родственников современных химер. Находка является очень редкой еще и потому, что от хрящевых рыб вообще чаще всего остаются только зубы, а их кости, не говоря уж о мягких тканях, очень редки в ископаемом состоянии. Рыбы Sibyrhynchus denisoni имели массивные челюсти, зубы в несколько рядов, большие глаза и плавники, заканчивающиеся шипами. Это были небольшие рыбы, от 10 до 50 сантиметров длиной.
Исследование мозга этой древней рыбы выявило некоторые очень интересные детали. У них были увеличенные зрительные доли мозга и длинный зрительный нерв. Это, впрочем, палеонтологов не удивило, ведь большие глаза рыб указывали на то, что они ориентировались в воде с помощью зрения. Более необычным оказалось строение ушных каналов этой рыбы, использующихся для ориентации в пространстве. У современных рыб эти каналы представляют собой три петли, а у древней иниоптеригии такой канал был всего один. Расположенный горизонтально, он позволял рыбе чувствовать лишь повороты из стороны в сторону, но не был способен фиксировать движения по вертикали.
Это очень необычно и не похоже на строение современных рыб, говорит Мэйси. Он добавляет, что теперь, когда стало ясно, что мозг может сохраняться в окаменелостях, также как и другие ткани, его начнут искать специально. «Мы имеем очень ограниченную информацию по ранней эволюции мозга позвоночных, в то время как развитие мозга — центральный момент их эволюции», говорит палеонтолог.
Интересно, что исследование мозга показало слабую связь его формы с формой мозговой капсулы. Это может заставить палеонтологов пересмотреть ранее сделанные выводы в мозге древних животных — ведь они делались, в основном, по форме мозговой полости. «Долгое время палеонтологи использовали форму полости черепа для исследования морфологии мозга, ведь других образцов в их распоряжении не было», говорит Алан Прадел.
Источники:
http://fossilworks.org/bridge.pl?a=taxonInfo&taxon_no=34817