ЗИС-Спорт — один из первых советских легковых спортивных автомобилей с кузовом родстер, разработанный и созданный на заводе ЗИС. Изготовлен в одном экземпляре в 1938 году в Москве. Был построен на шасси и модернизированных узлах ЗИС-101.
Спортивную версию модели ЗИС-101 по собственной инициативе спроектировала группа молодых инженеров из КБ экспериментального цеха ЗИС: Анатолий Пухалин (общая проработка, передняя подвеска. В это время он заканчивал вечерний факультет МАДИ и темой его дипломной работы был «Скоростной автомобиль»), Владимир Кременецкий (задний мост), Николай Викторович Пульманов (форсировка двигателя ЗИС-101). Дизайнер — Валентин Ростков. Опытный образец появился благодаря тому, что молодым инженерам в 1938 году удалось внести автомобиль в список «подарков Матери-Родине» к 20-летию Комсомола. На XVII Московской Партконференции в 1939 году автомобиль был представлен наркомом среднего машиностроения И. А. Лихачевым и получил одобрение Сталина и Кагановича.
Далее словесных одобрений дело не пошло. Побыв подарком комсомола и объектом внимания на партконференции, ЗИС-Спорт оказался нужен только своим создателям. Проектную скорость 180 км/ч он не развивал. На официальном испытании автомобиль показал 162,4 км/ч — его проводили летом 1940 года на 43-м километре Минского шоссе.
Статья в «Комсомольской правде» посвященная автомобилю.
Сам спорткар потерялся, и его судьба неизвестна. Остались только фотографии и чертежи, по которым в реставрационном центре «МолотовГараж» сейчас воспроизводят ЗИС-101А-Спорт.
На фото ниже — попытка воссоздать легендарный автомобиль от реставрационного центра «МолотовГараж», хотя, по словам знатоков, и не совсем удачная.
Этот автомобиль производится не в какой-то кустарной мастерской, а всеми специализированными цехами огромного завода. По выбранному эскизу в натуральную величину расчертили будущие лекала кузова. По этим лекалам сделали деревянный макет, а уже по нему вручную выстукали из листового железа кузовные панели. Подход к дизайну автомобиля принципиально отличался от всего, что было раньше.
Внешность ЗИС-Спорт вышла абсолютно футуристической — низкий силуэт с двухместным кокпитом на длиннобазовом шасси, крылья, объединенные с кузовом, воздухозаборник на капоте и дверцы с выемками под локти. Силовой агрегат был довольно длинным и тяжелым и для того, чтобы улучшить баланс по осям и нагрузить ведущие колеса двухместный кокпит сместили назад. Каркас кузова по технологиям тех лет сделали из дерева буковых пород. Готовый кузов покрасили в темно-зеленый цвет, отполировали и украсили хромированным декором, а на капот справа поместили надпись «ХХ лет ВЛКСМ». По словам того же Пульманова, «кузов получился на славу, не хуже лучших американских образцов».
На автомобиль установили восьмицилиндровый двигатель ЗИС-101 с увеличенной степенью сжатия, рабочим объемом до 6060 см³ и мощностью до 141 л.с. при 3300 об/мин. Впервые был применен карбюратор с падающим потоком, кованые из алюминиевого сплава шатуны, работающие по шейкам коленчатого вала без вкладышей.
Пухалин создал общую компоновку ходовой части. Переделал обе подвески ЗИС-101, в частности, они получили стабилизаторы поперечной устойчивости, появился вакуумный усилитель тормозов. Задний мост с гипоидной передачей (первой в СССР) проектировал Кременецкий. В переработанной коробке передач от ЗиС-101А появились конические синхронизаторы и ускоряющая передача.
Согласно чертежам, назывался именно «ЗИС-Спорт». Распространенное название ЗИС-101А-Спорт является, таким образом, неофициальным.
По материалам:
http://avto-cccp.ru/zis-101a-sport/
http://alternathistory.org.ua/sportivnyi-avtomobil-zis-101a-sport-sssr
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%98%D0%A1-101
https://uk.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D1%96%D0%A1-101%D0%90-%D0%A1%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82
http://pkuneev.livejournal.com/31074.html?page=1