Troll (Тролль) — с 1956 года норвежский производитель автомобилей. Штаб-квартира была расположена в городе Лунде. В 1958 году компания прекратила производство автомобилей.
Пер Коль-Ларссен родился в 1914 году в Норвегии, получив образование агронома в 1936 году он покидает родину и едет работать на кофейные плантации в Африке. В 1950 году он возвращается в послевоенную Норвегию, которая все еще не оправилась после войны, и где люди должны были стоять в «очереди», чтобы заполучить какой-то товар, в том числе и автомобили. Поэтому Пер Коль-Ларссен начинает подумывать о производстве норвежского автомобиля и начинает поиски конструкции. Летом 1955 Пер Коль-Ларссен выходит на друга своего отца — немца Ханса Триппеля, норвежец договаривается с ним о покупке лицензии на его прототип — Trippel 750, который немец не мог пристроить. Trippel 750 был первым европейским автомобилем, который имел панорамное лобовое стекло. По договору немец должен был поставлять агрегаты из Германии, а норвежцы — собирать из всего присланного готовый автомобиль. Однако сделка сорвалась, хотя Коль-Ларссен успел закупить формы для производства стеклопластиковых кузовов.
Но одними стеклопластиковыми кузовами сыт не будешь, в это время правительством Норвегии разрешается ввоз использованных автомобилей, а также ввоз автомобильных запчастей. В Норвегию хлынул поток подержанных автомобилей из соседней Швеции, Коль-Ларссен уже подумывал о продаже готовых кузовов частникам, которые хотели бы заменить устаревшие кузовные панели на современный стеклопластиковый кузов типа купе с посадочной формулой 2 + 2, или построение собственного автомобиля из ввезенных агрегатов, однако в начале января 1956 года норвежское правительство запретило строительство из деталей или перестройку автомобилей без специального разрешения министерства транспорта.
После такого запрета норвежец обращается к немцам — Эрлингу Фьюгштаду и Бруно Фальху, которые были авиационными конструкторами, чтобы те помогли ему сконструировать автомобиль под уже имеющийся кузов. После того, как немцы прибыли в Норвегию, Пер Коль-Ларссен начал вести договоры с министром торговли о разрешении на производство 500 автомобилей, министерство долго думало и в итоге выдало разрешение на строительство 15 автомобилей. В итоге фирма Troll Plastik & Bilindustri, которую уже основал Пер, покупает здание бывшего сервиса в Камбо, однако вскоре она вынуждена были покинуть это место, но здесь муниципалитет Лунде, одного из городков фюльке (губернии) Телемарк, объявил в газетах о том, что хотел бы развивать промышленность в своем лесном и сельскохозяйственном крае, поэтому здесь будут рады любому предприятию. Коль-Ларссен увидел это объявление и сразу связался с мэрией, те пообещали кредит в 25 000 норвежских крон со сроком выплаты в 2 года, а также предоставили помещение для проектирования будущего автомобиля и обеспечили жильем семьи Коль-Ларссена, Фьюгштада и Фальха.
Автомобиль решили оснастить увеличенным на 15 см в базе шасси от Gutbrod Superior, которое прекратили производить два года назад, силовую установку решили также установить от этой машины, при этом не карбюраторной, привычной версии, а с непосредственным впрыском топлива, кузов машины также доработали, сделав большую зону остекления (стекло было заимствовано от немецкого Ford Taunus). Поскольку данная машина была очень легкой, то она была способна развивать скорость до 130 км/ч, что было на 15 км/ч больше, чем в Gutbrod Superior Luxus 700 с аналогичным мотором. Первый прототип был готов уже в октябре 1956 года, но это больше был макет, так как самостоятельно машина еще не могла двигаться. Как и фирму, автомобиль назвали «Троллем», в честь главного персонажа норвежских сказок и негласного символа Норвегии.
Норвежская и западная пресса были в восторге от этого автомобиля и постоянно сравнивала новинку с продукцией фирм Porsche и Saab, причем репортеры были такими назойливыми, что пришлось закрывать дверь на замок, а окна прикрывать листьями, чтобы журналисты не мешали работать. В ноябре автомобиль был показан в Осло, но и тогда машина еще не была на ходу, наконец техническую проблему решили в декабре, а уже в января 1957 года Пер Коль-Ларссен приехал своим ходом из Лунде в Осло, к зданию парламента, на машине в знак протеста, поскольку государство никак не поддерживало его начинания.
В мае 1957 года был построен первый автомобиль для клиента, владельцем автомобиля стала молодежь, а конкретного владельца у машины не было, так как машину купило Сообщество Студентов Норвегии, которое выиграло деньги в лотерею, следующими покупателями стали Красный Крест Норвегии, а также общество взаимопомощи — Norsk Folkehjelp, следующим владельцем машины стал местный художник, который получил машину в качестве компенсации за свою работу над тремя машинами.
По мере того, как автомобили находили своих покупателей, компаньоны понимали, что, чтобы предприятие существовало и дальше, надо расширить производство автомобилей до уровня 2000 автомобилей в год, при этом автомобили планировалось оснащать 3-цилиндровыми 33-сильными моторами фирмы SAAB. Начинается поиск заинтересованных в покупке этого авто лиц за рубежом, и такие находятся в соседних Дании, Финляндии и более отдаленных Германии и Бельгии. Теперь осталось только найти деньги на расширение своих мощностей, начинаются переговоры с норвежским фондом развития о предоставлении больших помещений, возможно в других регионах страны, находятся и спонсоры, но они были согласны инвестировать в предприятие и покупку оборудования в том случае, если государство будет на стороне фирмы.
Однако государственные мужи решили не поддерживать местного производителя автомобилей. Норвегия не была тогда нефтяной державой и жила за счет рыбной муки и рыбы, которую в больших объемах поставляла Советскому Союзу и Восточному блоку, взамен Норвегия получала не живые деньги, а продукцию этих стран, в том числе и автомобили. Поэтому правительство решило, что если они позволят выпускать тысячи автомобилей у себя в стране, при том, что цена на машины будет равноценной цене на доступный и массовый VW Käfer, то спроса на более дорогие ГАЗ, МЗМА и другие автомобили из коммунистических стран не будет.
В результате в начале 1958 Коль-Ларссен, Фьюгштад и Фальх прекратили производство автомобилей, поскольку подошел срок оплаты кредита, также они должны были выплатить налог за две проданные машины, в результате все, что было в наличии у фирмы Troll Plastik & Bilindustri было выставлено на аукцион, в том числе и готовые 10 кузовов, которые не удалось довести до стадии автомобиля. Оборудование и полуфабрикаты выкупила судоходная компания из города Драммен, которая в свою очередь перепродала их частнику по имени Харальд Аспхейм, который начал собирать из имеющихся запчастей еще один автомобиль, но немного изменив конструкцию кузова, так на его машине двери открывались по ходу движения, а не против, как на оригинальных автомобилях, также сама длина автомобиля увеличилась на 18 см, а салон стал 4-местным. В итоге вместе с прототипом было построено 6 автомобилей, что случилось с остальными кузовами не известно.
Что касается авторов проекта, то все, кто работал над проектом, кроме одного человека, который работал в другом помещении, умерли от одной и той же болезни — рака легких, люди работали с вредными химикатами без респираторов, в итоге за свою идею они поплатились жизнью . Автомобилям повезло больше, из пяти, выехали за ворота фабрики, сегодня «живы» четыре автомобиля, плюс тот, который был построен в 1961 году вне территории фабрики.
Источники: