Джорджо де Кирико (итал. Giorgio de Chirico, 10 июля 1888, Волос, Греция — 20 ноября 1978, Рим) — итальянский художник, близкий к сюрреализму. Происходит из семьи итальянского аристократа Эваристом де Кирико (был бароном), профессионального инженера, который работал в турецко-итальянской фирме по строительству железных дорог . В Грецию, где Евиристо де Кирико работал, перевез и свою семью. Поэтому два сына аристократа (младший Андреа и старший Джорджо) родились в Греции, в городе Волос.
Мать, Джемма Черветто, происходила из обеспеченной буржуазной семьи из города Генуя, имела деспотический характер, пуританские взгляды и психическую нестабильность. Поэтому детство и юность братьев Андреа и Джорджо не называют счастливыми, несмотря на материальный достаток. Отец часто оставлял семью из-за работы на отдаленных участках строительства, детей воспитывала мать. Главный принцип воспитания — запреты и подавления активности детей. Психически травмированный Джорджо будет отличаться подавленным настроением, неуравновешенностью и комплексами неполноценности, которыми будет страдать десятилетиями.
В 1910 году приехал в Париж, сблизился с Пикассо и Аполлинером.
В 1915 году Италия присоединилась к войне и правительство приказало итальянцам за границей прибыть на родину. Джорджо вынужденно возвращается во Флоренцию, где был мобилизован в 27-й пехотный полк и (как аристократ и не способный к военной службе) попадает на службу в военный госпиталь. Художник демобилизовался в 1918 и присоединился к матери, которая жила в то время в Риме.
В 1917 году в военном госпитале Феррары подружился с художником Карло Карра, основал вместе с ним движение метафизической живописи.
На послевоенный период пришлись влияния на Кирико классического искусства и знакомство с установками сюрреализма. Связь с Маршаном Гийомом не прервалась, и в 1922 году он вместе с Андре Бретоном организовал выставку картин Кирико в собственной галерее в Париже, где показал 55 его произведений. Сближение с сюрреалистами продолжалось до 1929 года, когда они поссорились и Кирико отходит от художественного направления и его сторонников.
В 1933 Джорджо получил заказ от воинственного правительства Муссолини на цикл фресок в павильоне Миланской триеннале. Тематика фресок — «Культурные достижения Италии».
Тематика фресок — «Культурные достижения Италии». Художник выполнил фрески в привычной для него системе искусственно объединенных и нелогичных фрагментов — крылатый конь Пегас, римский амфитеатр Колизей, собор Св. Петра в Риме. А ряд итальянских художников и литераторов на фресках напряженно занималась творческими поисками. Обзор фресок убедил комиссию в полном несоответствии выполненных произведений указанным темам. Организаторы пошли на уничтожение неподходящих заказу фресок.
Средний и поздний периоды творчества Кирико полны стилистических колебаний и противоречий . Он делает копии картин старинных мастеров и представляет их на выставках рядом с картинами метафизического периода.
Источники: