Венские коронационные Евангелия, также известные как Коронационный Евангелистарий или Имперский Евангелистарий — это иллюминированный евангелистарий, созданный в конце 8-го столетия при дворе Карла Великого в Аахене. Обложка коронационного Евангелистария создана Гансом фон Ройтлинген ок. 1500. Коронационный Евангелистарий является частью Имперских регалий императоров Священной Римской Империи. Сегодня он находится в Музее истории искусств, в императорской казне (нем. Kaiserliche Schatzkammer) во дворце Хофбург в Вене, Австрия (Schatzkammer, Inv. XIII 18).
Коронационный Евангелистарий — это главная работа среди небольшой группы манускриптов созданных школой при дворе Карла Великого в Аахене, рукопись датируется между 794 и концом 800 года. Он был использован будущим императором во время его коронации в рождественский день 800 года, когда Карл Великий, положив три пальца на первую страницу Евангелия от Иоанна, дал клятву.
Традиционно, рукопись считается той самой, что была найдена в саркофаге Карла Великого, когда он был открыт в 1000 году императором Оттоном III. С тех пор рукопись становится частью имперских регалий и немецкие короли короновались в Аахенскому соборе на императоров Священной Римской Империи, говоря клятву над этим Евангелистарием. Во время Войны первой коалиции манускрипт был вывезен в 1794 году из Аахена в Падерборн, а в 1811 году — в Вену, где он находится и сейчас.
Рукопись коронационного Евангелистария состоит из 236 листов пергамента пурпурного цвета, текст по которым написано золотым и серебряным чернилами. Размер страниц 32,4 см × 24,9 см; каждая страница содержит текст, расположенный в одной колонке с 26 строками. Инципитная страница каждого Евангелия содержит три стиля письма, характерные для ценных иллюминированных рукописей Поздней античности — capitalis rustica первой строки, за которым следует монументальной capitalis quadrata второй строки, который начинает латинский текст Евангелия золотыми чернилами и продолжается непрерывным унциалом, что не имеет отступлений между словами или пунктуации.
Рукопись украшена 16 страницами канонических таблиц и четырьмя портретами Евангелистов — по одному в начале каждого Евангелия. Они выполнены в каролингском стиле, который сильно заимствовал из Византийского искусства. На полях первой страницы Евангелия от Луки золотыми большими буквами написано греческое имя Demetrius presbyter. Это может быть подписью одного из писарей или мастеров-иллюминаторов и может указывать на присутствие византийских художников при дворе Карла Великого.
Обложка коронационного Евангелистария была создана ювелиром Гансом фон Ройтлинген из Аахена около 1500 года. Обложка выполнена горельефом в золоте и показывает Бога-Отца, сидящего на троне перед покровом. Его левая рука лежит на Библии, а права поднята в жесте благословения, направленном на Деву Марию. Она держится за сердце при Благовещения. Правая сторона обложки показывает Ангела Благовещения. Бог-Отец одетый в имперское наряды и корону-митру, похожую на корону Максимилиана I, который был императором Священной Римской империи на время создания обложки. Четыре угла передней страницы обложки украшены четырьмя медальонами, содержащих символы четырех евангелистов.
Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/Vienna_Coronation_Gospels (1139 переходов)