Klaidungsbüchlin

Немецкий бухгалтер Маттеус Шварц, жил в XVI веке в уютном богатом Аугсбурге, служил главбухом у банкиров Фуггеров и решил собрать в одной книге все наряды, которые он когда-либо носил, подробно аннотировать их и рассказать об обстоятельствах, подтолкнувших его к выбору именно этих костюмов.

Шварц назвал свой труд «Klaidungsbüchlin». В переводе — «Костюмная книжечка». В сравнении с увесистыми фолиантами того времени это действительно книжечка: всего каких-то 10 на 16 сантиметров. Впрочем, весьма пухлая — 139 плотных листов, на которых представлена практически вся жизнь Маттеуса Шварца.

Первая страница  – здесь Шварцу 23 года.

«Klaidungsbüchlin» — не банальные дневники (их бухгалтер составил позже, но книга, к несчастью, пропала). Это настоящая портретная галерея: 137 изображений Шварца в самых разнообразных костюмах и жизненных обстоятельствах начиная с 20 февраля 1497 года, когда он появился на свет, и заканчивая 14 сентября 1560 года, днем смерти его босса Антона Фуггера.

Шварц обожал хвастаться, не скрывал этот свой маленький грех и не пытался с ним бороться. Но похвалялся не деньгами (это он считал банальным), не трудами (это было бы скучно), а своими невероятными костюмами. Создавая «книжечку», главбух хотел, чтобы его потомки не только узнали кое‑что о просвещенном предке, но и позавидовали ему — его нарядам, богатству и развитому чувству вкуса, которым Шварц ужасно гордился. Жители Аугсбурга прекрасно знали об этом маленьком грехе своего земляка, шутили, хотя и не зло, и даже придумали ему прозвище — Der Kleidernarr (Помешанный на одежде).

При себе Шварц держал слугу, который помогал ему одеваться, а заодно вел строгий учет всех нарядов. На каждый из них отводился отдельный листок бумаги, на котором делался эскиз и подробное описание. Впрочем, немец соблюдал все правила моды.

Все дело в том, что в те времена действительно роскошную одежду имели право носить исключительно люди богатых сословий и приближенные к королевскому двору. Шварц не относился ни к тем, ни к другим. Чтобы выглядеть достойно, ему приходилось идти на разного рода ухищрения. Скажем, если среднему классу были запрещены чулки, то Шварц дополнял свой наряд причудливыми рукавами. Немец настолько почитал собственную коллекцию одежды, что хотел увековечить ее для потомков.

Рождение Маттеуаса Шварца

Впрочем, необычный костюмный дневник появился не только благодаря сверхэгоизму Шварца. Еще в конце XV века стали популярны книги о костюмах, в особенности экзотических народов. В XVI веке благодаря распространению книгопечатания эти издания стали весьма востребованны, а некоторые особо ловкие авторы, в частности Франсуа Депре и Чезаре Вечеллио, разбогатели. Словом, у немецкого модника были достойные учителя.

Маттеус Шварц, только что окончивший школу

Непосредственным прототипом «Klaidungsbüchlin» можно считать изысканный фолиант «Героическая жизнь сэра Тойерданка», опубликованный в 1517 году, за три года до начала работы Шварца над «костюмным дневником». Здесь в аллегорической форме описывалось путешествие «последнего рыцаря, сэра Тойерданка», то есть императора Максимилиана I Габсбурга, к своей невесте. «Рыцарь» мужественно прошел все испытания, поборол диких животных, готических страшилищ и самого дьявола. В книге 118 иллюстраций, выполненных в технике ксилографии в мастерской именитого аугсбургского мастера Иоганна Шёншпергера. Шварц вполне мог видеть этот альбом: он был знаком с императором Максимилианом I, который часто наведывался в Аугсбург, к тому же дружил с сыном Шёншпергера. По-видимому, именно приключения Тойерданка натолкнули Шварца на мысль о «Костюмной книжечке».

Маттеус Шварц (слева) и Якоб Фуггер, глава дома Фуггеров

Задумав книгу в 1520 году, сразу после того, как он был назначен главным бухгалтером компании Фуггеров, Шварц пригласил к участию в проекте своего доброго знакомого — молодого аугсбургского художника Нарцисса Реннера. Их крепкая мужская дружба (в которой многие исследователи видят нечто большее) сформировала замечательный авторский тандем, просущество­вавший целых сорок лет.

Маттеус Шварц в костюме в стиле ландскнехтов

И все эти годы они увлеченно работали. Шварц выбирал какое-нибудь событие из жизни, описывал или показывал соответствующий наряд, Реннер зарисовывал, потом под строгим контролем главбуха создавал портрет в красках, а Шварц дополнял его комментариями. К примеру, такими: «1 октября 1522 года, мне 25 ¾ года и 9 дней. Одежда из черного дамаста и атласа». Главбух скрупулезно фиксировал все — и цвет, и ткань, и точное количество прожитых дней.

Маттеус демонстрирует костюм в миланском стиле

Маттеусу 21 год и 8 месяцев.

Шварцу в какой-то степени повезло: он жил на стыке двух костюмных эпох. Первая треть книги отражает моду, вдохновленную итальянским Возрождением. Автор позирует в пестрых петушьих миланских нарядах, в разрезных многоцветных рок (рок — род немецкой верхней одежды типа куртки длиной до колен) и вамс (вамс — вариант недлинной, до бедер, куртки, популярный в Германии в XV–XVI веках)  — элементах одежды, заимствованных у диких ландскнехтов. Он жалуется на дороговизну вышитых испанских рубашек, но, жалуясь, велит Нарциссу Реннеру изобразить себя три раза на одном листе: купленные рубашки были одна другой краше, и Шварц не нашел ничего лучшего, чем изобразить все три покупки.

 

Тройной портрет Маттеуса Шварца в испанских рубашках

Дневник демонстрирует и то, как мода итальянского Возрождения, с ее с любовью к цвету, дорогой фактуре, переливам тафты и отблеску левантского дамаста, постепенно угасала. Ее медленно сменяла «черная эпоха» — время фанатичных лютеран, испанских инквизиторов и расчетливых венецианских дельцов, любивших черный цвет из-за его дороговизны и одновременно практичности. И Шварц, подчиняясь новому времени, «чернел» вместе с ним. Он стал чаще носить черные куртки и плащи, шерстяные шляпы и даже особые зимние капюшоны (прототипы современных худи). В одном таком Шварц изображен на листе от 28 ноября 1519 года — после отпевания своего отца Ульриха.

Маттеус Шварц в траурном облачении после отпевания своего отца Ульриха

Маттеус Шварц в модном черном наряде

Есть в книге все типы костюмов — от распашонок новорожденных до траурных одеяний и забавных нарядов для рыцарских турниров. Есть даже один лист, на котором Шварц представлен голым: он набрал вес и захотел себя таким запечатлеть. Впрочем, «голый» — неправильное определение. Маттеус Шварц, богатый модник из Аугсбурга, считал это своим новым костюмом — костюмом Адама.

Обнаженный Маттеус Шварц

Помимо каждодневных образов, Шварц запечатлял себя и в важные события своей жизни — например, на свадьбе. В возрасте 41 года Шварц женился на Барбаре Мангольд, на бракосочетание с которой специально сшил праздничный плащ.

Шварц в свадебном наряде

Портрет Барбары Мангольд

В 52 года Шварц переносит инсульт, и это ограничивает его во многих модных вещах – лёгких накидках, ярких аксессуарах. Маттеус начинает придумывать особый стиль, который сейчас назвали бы «деловым» – темные и плотные ткани, простой крой.

Маттеус Шварц восстанавливается после инсульта

Мавттеус Шварц умер в возрасте 77 лет в 1574 году. Последние образы — начиная с 1560, когда Шварцу было 63, — были сделаны Конрадом Шварцом, сыном Маттеуса. Правда, за 14 лет отпрыск средневекового фэшн-блоггера сделал всего 41 рисунок: дело было и в возрасте Маттеуса, и в его состоянии — кутюрье был полупарализован, — когда мода отступала на второй план, и в лени и незаинтересованности самого Конрада.

Маттеус Шварц в возрасте 63 лет.

После смерти Маттеуса Шварца «Костюмная книжка» передавалась в семье из поколения в поколение. Оригинальная «книга одежд» хранится в музее герцога Антона Ульриха в Брауншвейге. Существуют также две копии 1740 года: одна в Национальной библиотеке в Париже и вторая в библиотеке им. Готфрида Вильгельма Лейбница в Ганновере.

В общем, Маттеус Шварц был тем человеком, который просто любил одежду, но благодаря собственной скурпулезности, страсть средневекового фэшн-блоггера сделала его книгу первым журналом по моде,а  его самого — первым кутюрье.

Источники:

https://sara-cocteu.livejournal.com/3581.html

https://arzamas.academy/mag/242-schwarz

https://textilespace.ru/catalog/design/klaidungsbchlin-modnii-katalog

https://t.me/captainpaleo/4322

Похожие статьи

  • Венские коронационные Евангелия
    Венские коронационные Евангелия, также известные как Коронационный Евангелистарий или Имперский Евангелистарий — это иллюминированный евангелистарий, созданный в конце 8-го...
  • Пангур Бан
    «Пангур Бан» — ирландское стихотворение, написанное примерно в IX веке на территории или вблизи аббатства Райхенау ирландским монахом о своём коте. «Пангур Бан» (Pangur Ban),...
  • Жизнь Иисуса на китайском.
    Итальянский миссионер Джулио Алени (1582–1649) опубликовал эту книгу в миссии иезуитов в провинции Фуцзянь в 1637 году. Книга содержит пятьдесят шесть напечатанных...
  • Якобинская дорожная библиотека XVII века
    Эта якобинская дорожная библиотека XVII века представляет собой красивый деревянный футляр, созданный для хранения миниатюрной книжной коллекции. По данным Университета Лидса, ...
0 комментариев
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.