Портрет Часи, Сына Бонито, с раскраской лица и в национальном костюме, держит скрипку апачей и лук, рядом — винтовка и корзины. Фотограф: Frank A. Randall, 1886 год.
Струнные инструменты были чрезвычайно редки в индейских культурах до контакта с европейцами. Есть две основные теории происхождения апачской скрипки. Одна утверждает, что этот инструмент появился у апачей после контакта с европейцами. И основывается эта версия на утверждении, что все струнно-смычковые инструменты, используемые юго-западными индейцами, были позаимствованы в XVII веке у европейцев, прибывших в регион. Однако, эксперты сходятся во мнении, что это древний атапаскский музыкальный инструмент, единственный струнно-смычковый инструмент, появившийся в Северной Америке без европейского влияния. На основании исторических записей удалось установить, что похожие инструменты были у племен якутат и тлингит – атапаскских родственников апачей. В действительности же найти такой инструмент смогли только у апачей.
Апачи называли свои скрипки «Tsii'edo'a'tl» — «дерево, которое поет», менее употребляемое апачское название — «Ki'zh-kizk-di'hi» — «звук гудения». В английском языке апачи предпочитают использовать термин «fiddle», а не «violin».
Делалась апачская скрипка из высохшего на корню ствола агавы (Agave desertii). Из него вырубали заготовку длиной от 30 до 70 см, очищали ее снаружи, затем, расщепив пополам вдоль, вычищали рыхлую сердцевину. Затем обе половинки связывали сухожилиями или полосками оленьей кожи. На торцевых сторонах ставились деревянные заглушки. В верхней части закреплялся валик, регулирующий натяжение струн. На него наматывались верхние концы струн, а нижние крепились к колкам у нижнего торца. В качестве струн использовали конский волос, преимущественно черного цвета. В нижней части корпуса (реже по всему корпусу) делалось несколько отверстий для модуляции звука.
Смычком служил согнутый в форме лука прут с натянутым на нем конским волосом. Так же как современные скрипачи натирают свои смычки канифолью, апачи натирали конский волос смычка смолой.
Играли на скрипке, держа ее в левой руке, прижав нижний торец к груди. Пальцами левой руки управляли струной, а правой рукой водили смычок. Скрипку использовали для аккомпанемента церемониальным песням, для танцев и любовных песен, или свободных импровизаций. Скрипки отлично подходили для исполнения апачской музыки, которая содержит многочисленные четвертитоны — нюансы часто неуловимые для нетренированного уха.
Известный вождь апачей Джеронимо, после того как апачи были переселены в резервации, мастерил скрипки для продажи белым.
Источники:
https://en.wikipedia.org/wiki/Apache_fiddle
https://vk.com/pages?oid=-6617685&p=Скрипка_апачей
https://www.youtube.com/watch?v=VdnIWchxJsg
https://www.abqjournal.com/289320/native-southwest-music-exhibit.html
Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/Apache_fiddle (795 переходов)