Палеопропитеки (лат. Palaeopropithecus) — род субфоссильных лемуров, обитавших на Мадагаскаре с плейстоцена до исторического времени. Палеопропитеки были крупными приматами, на что указывает латинское название уже первого открытого вида — Palaeopropithecus ingens (палеопропитек колоссальный). Представители рода весили, очевидно, от 40 до 55 килограммов (по другим источникам, до 60 килограммов). Даже P. kelyus, самый маленький из трёх видов, весил около 35 килограммов, в то время как крупнейшие из современных лемуров весят в пределах десяти килограммов.
Палеопропитеков отличал массивный череп длиной 19—21 сантиметр с нижнечелюстным симфизом, умеренно развитым сагиттальным гребнем и выдающимися вперёд костями лицевого отдела. В нижней челюсти отсутствовали клыки, общее строение было похоже на зубной аппарат сифаки. Выступающие носовые кости предполагают наличие более длинного носа, чем у современных видов. Как и у других представителей семейства палеопропитековых, у палеопропитеков передние конечности были длинней задних, что отличает их от близких родичей — современных индриевых; соотношение длины передних и задних конечностей было больше, чем у гиббоновых и орангутанга. Пальцы как передних, так и задних конечностей характеризуются очень длинными и искривлёнными фалангами, большие пальцы, напротив, укороченные; суставы гибкие и подвижные.
Из всех лемуровых палеопропитеки были наиболее специализированы для древесного образа жизни. По-видимому, они практически не спускались на землю, перебираясь с ветки на ветку, используя все четыре лапы, и подолгу вися на месте вниз головой, подобно современным ленивцам (особое мнение высказывается американским антропологом Флеглом, в 1988 году предположившим, что палеопропитеки вели наземный образ жизни, передвигаясь на четырёх ногах, а другая, более ранняя теория, базировавшаяся на ошибочной классификации останков, приписывала палеопропитекам даже водный образ жизни). Диета палеопропитеков была сугубо растительной и в основном состояла из листьев, хотя челюстной аппарат P. kelyus указывает на то, что он мог пережёвывать более жёсткую пищу, чем два остальных вида, включая зёрна.
География палеонтологических находок останков палеопропитеков широка (в масштабах Мадагаскара), при этом предполагаемые ареалы трёх видов не пересекаются. По-видимому, P. ingens населял юго-запад острова, а P. kelyus — северо-запад, тогда как единственное месторождение, где обнаружены остатки третьего вида, P. maximus, расположено в центральной части Мадагаскара.
Палеопропитеки ещё обитали на Мадагаскаре к моменту появления там человека (наиболее поздние останки из месторождения Анкилитео, согласно радиоуглеродным датировкам, относятся к XIV—XV веку нашей эры). Возможно даже, что они дожили до появления на острове европейцев. Охота (на части обнаруженных останков имеются следы, свидетельствующие о целенаправленной разделке туши) и сведение лесов, их естественной среды обитания, видимо, были среди факторов, приведших к их исчезновению. В то же время в 1658 году французский исследователь Этьен де Флакур ещё записал рассказ аборигенов о человекоподобном существе тратратратра (или третретретре) размером с двухгодовалого телёнка, описание которого, по мнению некоторых авторов, совпадает с внешним обликом палеопропитеков.
Анатомическое строение палеопропитековых (Palaeopropithecidae) свидетельствует о их близкой эволюционной связи с индриевыми (Indriidae), что предполагает для этих групп наличие общего предка. Ученые считают, что прародитель палеопропитековых и индриевых лемуров появился на стволе лемурообразных (Lemuriformes) спустя некоторое время после ответвления от него семейства археолемуровых (Аrchaeolemuridae). Примечательно, что у палеопропитековых и индриевых сохраняется по 2 предкоренных, в то время как у археолемуровых их еще 3. Таким образом, первые две группы происходят от предка, успевшего утратить 1 предкоренной. В ходе дальнейшего развития индриевые эволюционировали преимущественно в прыгающие формы, в то время как палеопропитековые — в лазающие. Изначально же общий предок двух групп был менее специализирован для совершения прыжков, чем современные индриевые, и время от времени передвигался путем лазания по древесным ветвям, как потом палеопропитековые. После расхождения двух ветвей индриевые продолжали совершенствовать искусство прыжка, а палеопропитековые отказались от него полностью, все лучше осваивая лазание.
Палеопропитековые особенно интересны тем, что являются приматами, ставшими на путь специализации к древесному образу жизни, напоминая этим ленивцев (Bradypodidae). Все они были медлительными растительноядными существами с массивным телом и удлиненными конечностями. Мезопропитек (Mesopropithecus), бабакотия (Babakotia) и палеопропитек (Palaeopropithecus) большую часть времени проводили на ветвях в поисках различной растительной пищи — листвы, плодов и семян, на землю спускаясь крайне редко. Эти 3 рода, хотя и жили одновременно, морфологически и экологически представляют собой своего рода последовательные стадии адаптации к тому специфическому образу жизни, который они вели. Анатомия мезопропитека в целом достаточно универсальна, своими пропорциями и характером передвижения он напоминал лориевых (Loridae). Наоборот, морфология высокоспециализированного палеопропитека практически исключает любой другой образ жизни, помимо висения вниз головой и осторожного передвижения вверх-вниз и взад-вперед по крепким ветвям и стволам деревьев. Что же касается наиболее крупного представителя семейства, археоиндри (Archaeoindris), то он являлся слишком массивным для того, чтобы вести исключительно древесный образ жизни. Этот громадный лемур жил преимущественно на земле, хотя его возможность забираться на деревья и не исключается полностью.
Источники:
http://www.prehistoric-wildlife.com/species/p/palaeopropithecus.html
http://age-of-mammals.ucoz.ru/index/palaeopropithecidae/0-74
http://alphynix.tumblr.com/post/183547957199/island-weirdness-18-palaeopropithecus-the
https://www.deviantart.com/wsnyder/art/Palaeopropithecus-424099235
https://www.deviantart.com/rom-u/art/Palaeopropithecus-ingens-596601301