Джон Мартин — английский художник и гравер. Создатель романтических пейзажей и монументальной живописи вдохновленный апокалиптическими темами Библии.
Родился в семье бедных крестьян одним из двенадцати детей. Первоначально обучался как геральдический художник в Ньюкасле, в 1806 году итальянский художник Бонифачо Муссо взял его в Лондон. Два года спустя он женился, зарабатывал на жизнь делая акварели и живописи на стекле и фарфоре. В свободное время Мартин изучал перспективу и архитектуру.
Художник дебютировал в 1811 году в Королевской академии с картинойSadak in Search of the Waters of Oblivion, которая была приобретена за сумму 50 гиней. Последующие работы Expulsion (1813), Paradise (1813), Clytie (1814) i Joshua Commanding the Sun to Stand Still upon Gibeon (1816) закрепили его положение в художественной среде Лондона.
Написаный 1821 году Пир Валтасара разделил критиков и стал источником широко расходящихся мнений. Последующие работы Destruction of Herculaneum (1822), The Creation (1824) i Eve of the Deluge (1841) были посвящены библейской тематике создания и разрушения.
За год до своей смерти художник перенес инсульт и был парализован, умер на острове Мэн в 1854 году.
Джон Мартин также известен, как создатель гравюр, которые принесли ему еще большую прибыль, чем картины. Творил спорадически офорты (в том числе серию Characters of Trees в 1817 году) и иллюстраций для книг, например для эпической поэмы Джона Мильтона Потерянный рай.
Мартин имел значительный художественный успех и завоевал признание за рубежом. Он был награжден бельгийским орденом Леопольда и званием члена бельгийской Академии. Французская академия удостоила художника специальной медалью.
Росту интереса к личности Джона Мартина способствовал его психически неуравновешенным брат Джонатан Мартин (1782-1838), который 1 февраля 1829 года поджег готического собора в Йорке. С финансовой помощью от Джона, который нанял адвокатов, Джонатан избежал смертной казни и провел остаток своей жизни в сумасшедшем доме.
После смерти художника его работы были почти полностью забыты, монументальные и фантастические картины устарели в викторианскую эпоху и стали не модными. Однако, по мнению критиков работы Мартина оказали значительное влияние на потомков, занимающихся панорамной живописью и диорамами во второй половине девятнадцатого века. Художник был вновь открыт только в 50-х годах ХХ века, когда возрос интерес к его искусству. Самая большая коллекция картин Мартина находится в Tate Britain в Лондоне и Laing Art Gallery в Ньюкасле.