Когда-то давно на живописных безлюдных островах, затерянных где-то в Индийском океане, жили птицы додо — представители подсемейства дронтовые (лат. Raphinae). Здесь не было ни людей, ни хищников, поэтому птицы чувствовали себя, как в раю. Им не нужно было бегать, плавать или подниматься в воздух, ведь все необходимое для жизни лежало у них прямо под ногами.
Постепенно все дронтовые разучились летать, их хвост превратился в малюсенький хохолок, а от крыльев осталось лишь несколько жалких перьев. Но додо и не думали расстраиваться. А куда им лететь? На островах круглый год тепло, здесь достаточно вкусной и сочной зелени, а также источников с кристально-чистой водой.
В таких идеальных условиях дронтовые достигали приличных размеров: их средний рост был около метра при весе в 20-25 кило. Чтобы лучше представить себе этих птичек, вообразите гуся, который весит почти в два раза больше откормленного домашнего индюка. Живот дронтов практически волочился по земле, из-за чего передвигались они крайне медленно.
Додо вели уединенный образ жизни, соединяясь в пары только на время воспитания птенцов. В кладке было всего одно крупное белое яйцо, однако оба родителя трепетно его охраняли и вместе выкармливали малыша.
Обитали дронтовые на Маврикии и Родригесе, которые относятся к архипелагу Маскаренских островов, расположенных в Индийском океане. Причем на Маврикии жила птица додо или маврикийский дронт (лат. Raphus cucullatus), а на Родригесе — дронт-отшельник или родригесский дронт (лат. Pezophaps solitaria). Считается, что первый вид просуществовал до 1681 года, а второй — до начала 19 века.
Идиллия дронтовых закончилась с появлением на островах европейцев. Сначала португальские моряки посчитали их идеальным пополнением корабельных запасов, а затем и голландцы последовали их примеру. Охотиться на доверчивых и непуганых птиц было проще простого: достаточно подойти поближе и стукнуть подходящую добычу по голове палкой. Дронты не только не оказывали сопротивления, но и не убегали. Да и не смогли бы они этого сделать с их-то весом.
То, что оставалось после людей, безжалостно уничтожалось завезенными с кораблей крысами, кошками, свиньями и собаками. Беззащитные птицы не могли даже спасти собственных птенцов, так как гнезда они располагали прямо на земле — идеальное лакомство для голодных хищников.
Моряки считали дронтов глупыми и прозвали их «додо», что в переводе с португальского означает «глупый» или «идиот». Однако кто из них на самом деле был глупым, показало время. Разве можно назвать умными людей, которые бездумно уничтожали уникальных птиц?
В защиту ума дронтовых можно вспомнить один факт из истории: когда пару додо увозили с их родного острова во Францию, обе птицы роняли слезы, словно понимая, что никогда не увидят родной край.
К сожалению, нигде в мире нет ни одного полного комплекта костей дронта. Единственный экземпляр хранился в Оксфордском музее и сгорел при пожаре в 1755 году. После этого никому из ученых так и не удалось раздобыть целый скелет. Исследователям попадались только фрагменты черепа и некоторые отдельные кости.
О дронтовых вспомнили только в конце 19-го века, когда вышла в свет книга Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес». Одним из героев этой детской сказки была птица Додо, которая должна была изображать самого автора. Многие читатели заинтересовались мифической птицей и с удивлением выяснили, что она существовала на самом деле.
Спохватились слишком поздно, когда дронтам уже ничем нельзя было помочь. Чуть позже Джерсийский трест охраны животных избрал эту птицу своей эмблемой — как символ уничтожения видов в результате варварского вторжения в дикую природу.