Письмо царю Лагаша (2400 до н. э.)

Официальное письмо, отправленное первосвященником Луенной царю Лагаша (возможно, Уруинимгине), в котором сообщается о смерти его сына в бою, ок. 2400 г. до н.э., найден в Гирсу.

Уруинимгина (шумер. «Города уста истинные»; устаревшее чтение Урукагина) — царь (энси, а затем лугаль) шумерского государства Лагаш, правил приблизительно в 2319 — 2311 годах до н. э., представитель I династии Лагаша. Разность в прочтении его имени как Урукагина или Уруинимгина объясняется тем, что клинописный символ «КА» — «рот» можно читать также как «ИНИМ» — «слово». Шумеролог Самюэль Крамер называл его первым известным нам социальным реформатором в истории.

На следующий год после избрания Уруинимгины правителем, около 2318 г. до н. э. он получил чрезвычайные полномочия с титулом лугаля и начал счёт годов правления заново. Получив такие полномочия, Уруинимгина провёл реформу, о которой по его приказанию были составлены надписи. Копии надписи с его реформой известны нам по четырём копиям, обнаруженным французским археологом-любителем Эрнестом де Сарзеком при раскопках Телло в 1887 году.

Реформа Уруинимгины — древнейшее в мире известное нам законодательство. По словам Уруинимгины, он восстановил «свободу в Лагаше». На деле реформа сводилась формально к тому, что земли Нингирсу, Бабы (Бау) и других божеств были вновь изъяты из собственности семьи правителя, прекращены были противоречащие обычаю поборы и некоторые другие произвольные действия людей правителя, уменьшены платежи ремесленников, улучшено положение младшего жречества и более самостоятельной части зависимых людей в храмовых хозяйствах, отменены долговые сделки, а также уменьшены и упорядочены ритуальные оплаты. Однако по существу положение изменилось мало. Изъятие храмовых хозяйств из собственности правителя было чисто номинальным; вся правительственная администрация осталась на своих местах; причины обеднения общинников, заставлявшие их брать долг, также не были устранены.

Всё же самоуправление общин было восстановлено («Начиная с северной границы области Нингирсу вплоть до моря чиновники суда не вызывали больше людей»). Младшие братья общинников больше не привлекались в принудительном порядке для работ над ирригационным сооружением, как прежде, а самим занятым на этих работах общинникам полагалось дополнительное довольствие. Свободные общинники были впредь защищены от захвата своего имущества (скота и дома), приглянувшегося тому или другому знатному лицу. Аналогичным образом было запрещено посягательство на имущество «низших» воинов и их вдов. Перечисление своих реформ Урукагина заканчивает указанием на издание законов, призванных охранять граждан Лагаша от ростовщической кабалы, от обмана при взимании податей, от воровства, убийства, грабежа, а также защищать права вдов и сирот.

Важно заметить, что риторика законодательства Уруинимгины говорит не просто о «восстановлении» древних порядков, как у других древних правителей, а об их изменении и учреждении новых, более справедливых. Реформы Уруинимгины широко оцениваются современными авторами как прогрессивные, нацеленные на расширение равенства и свободы, однако вопрос о социальной базе и направленности деятельности этого правителя остаётся спорным. Так, В. В. Струве рассматривал его реформы как демократические, направленные на защиту интересов общинников, превратившихся благодаря Уруинимгине в полноправных граждан. С другой стороны, И. М. Дьяконов видел в реформах выражение борьбы жречества и родовой аристократии, возглавляемых Уруинимгиной, против светской служилой знати за контроль над храмовым хозяйством.

Особенно противоречивы мероприятия Уруинимгины, направленные на уничтожение пережитков матриархата и полиандрии (если раньше женщина имела право на расторжение брака, а также могла иметь двух мужей сразу, то новое законодательство Лагаша устанавливало для совершавших такие действия женщин строгую кару; при этом аналогичных наказаний для мужчин за супружескую измену не сохранилось). Иногда утверждается, что это древнейшие письменные свидетельства понижения статуса женщины.

Ниже представлено удостоверение личности должностному лицу времен царствования Уруинимгины. Надпись гласит: «[назначен на] крепость стены.» Найдено в Телло, древние Гирсу. (Лувр)

Удостоверение личности должностному лицу. Царствование Уруинимгины. Надпись гласит: «[назначен на] крепость стены.» Найдено в Телло, древние Гирсу. (Лувр)

Источники:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%80%D1%83%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B3%D0%B8%D0%BD%D0%B0

https://www.reddit.com/r/ArtefactPorn/comments/d3l9uf/official_letter_sent_by_the_highpriest_luenna_to/

https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Letter_of_Grand_Priest_Luenna-AO_4238-IMG_9174-white.jpg

Похожие статьи

0 комментариев
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.