«Дева Мария Снежная», подвесной свиток Девы Марии, написанный японским учеником художника-иезуита и использовавшийся «Какурэ-кириситан (подпольными христианами)» во время гонений периода Эдо, XVII век. Считается, что свиток длиной 28,1 см и шириной 21,8 см был создан японцем, который учился у иезуитского художника в Нагасаки, и тайно хранился у верующих в течение многих лет преследования.
В начале XVII века сёгунат Токугава запретил христианство в Японии после Симабарского восстания. Из страны были изгнаны европейские миссионеры и начались массовые казни и репрессии, из-за которых многие христиане стали скрывать свою веру и исповедовать её в подпольных условиях. Основными районами проживания какурэ-кириситан были северо-западные районы Кюсю, остров Хирадо, западная часть полуострова Ниси-Соноги, острова Гото, города Ураками и Амакуса.
Какурэ-кириситан передавали свою веру из поколения в поколение и скрывали её от окружающих и властей, объявляя себя буддистами. Формально какурэ-кириситан были приписаны к местным буддийским или синтоистским монастырям. Какурэ-кириситан находились под постоянным надзором японской полиции. Ежегодно в восьмой день первого месяца какурэ-кириситан проходили официальную процедуру фуми-э, во время которой они должны были доказывать свою лояльность властям попранием христианских символов. Однако, несмотря на преследования, какурэ-кириситан почитали в подпольных условиях иконы и статуи Иисуса Христа, Богородицы и святых, которые были изготовлены согласно буддийским канонам. Сёгунат Токугава иногда выявлял подпольные христианские общины и производил показательные казни, однако не мог своими репрессивными действиями окончательно искоренить подпольное христианство среди японцев.
Подпольными общинами какурэ-кириситан, называемые «мон», руководили неформальные лидеры, которые назывались «хоката» или «удзиваку». Эти лидеры, сведущие в христианском учении, отвечали за исполнение литургического календаря, сохранение церковного учения и правильного чтения молитв на латинском языке. Часто должность неформальных лидеров передавалась по наследству. В подпольных общинах были «мидзуката», ответственный за проведение таинства крещения и «осёката», занимавшийся катехизацией. Среди какурэ-кириситан также практиковалась исповедь перед другим членом общины.
Отсутствие христианских священнослужителей, устная передача вероучения и использование священных предметов, изготовленных согласно буддийским канонам привели к христианско-буддийскому синкретизму среди какурэ-кириситан. До нашего времени сохранилось единственное сочинение из 10 манускриптов О начале неба и земли (яп. 天地始まりのこと тэнти хадзимари но кото), в котором представлено синкретическое учение какурэ-кириситан.
Ниже представлена статуя Девы Марии, изготовленная в виде бодхитсаттвы Авалокитешвары, на груди которой изображён крест. Статуя хранится в Париже в музее миссионерской конгрегации «Парижское общество заграничных миссий»
Ниже представлена фарфоровая статуя «Гуаньинь приносит ребенка», интерпретируемая как «Мария-Каннон». Коллекция Nantoyōsō, Япония.
Источники:
http://www.asahi.com/ajw/articles/AJ201911200049.html